Социально-психологическая помощь, оказываемая психологом получателям социальных услуг в ГБУ Социальный дом "Северное Измайлово"
1. Психологическое консультирование
Цели:
1. Помочь справиться с текущими проблемами социально- психологического содержания, индивидуально-личностными проблемами;
2. Помочь психологически и социально выйти из кризисной (экстремальной) ситуации;
3. Помочь семье получателя социальных услуг в решении тех проблем, в которых они испытывает наибольшие затруднения;
4. Обсуждение выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;
5. Определение типа необходимой в дальнейшем услуги по социально- психологической реабилитации, уточнение её содержания в каждом конкретном случае.
Методы:
- Исследование проблем (сбор информации, диагностика);
- Снятие эмоционального напряжения (вербальная и невербальная поддержка, нерефлексивное слушание, дыхательные методы, арт-терапия);
- Определение приоритетов проблем и работа над ее решением (анализ проблем).
2. Психологическая диагностика
Цели:
1. Оценка состояния высших психических функций и динамики психической деятельности;
2. Оценка состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности);
3. Оценка особенностей личностных качеств (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний);
4. Оценка психологического компонента реабилитационного потенциала, составление индивидуальной программы реабилитационных мероприятий, в которых способен участвовать данный получатель социальных услуг;
5. Экспериментально-диагностическое обследование с целью составления психологической характеристики;
6. Психологический мониторинг проживающих интерната (динамическое наблюдение, уточнение психоэмоционального статуса проживающих.
Методы:
- анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);
- собеседование;
- тестирование с использованием психодиагностических методик;
- проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;
- обработка, анализ психодиагностических данных;
- подготовка заключения по результатам психодиагностики;
- разработка индивидуальной программы реабилитации.
3. Психологическая коррекция
Цели:
1. Активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии;
2. Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, и мышление, речь, воображение);
3. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы личности;
4. Формирование и развитие активной личностной позиции;
5. Формирование учебной и трудовой мотивации;
6. Формирование и развитие способности к самоконтролю;
7. Профилактика межличностных конфликтов и помощь в их устранении;
8. Помощь в устранении внутриличностных проблем, профилактика суицидального поведения;
9. Помощь в адаптации вновь прибывшим проживающим;
10. Развитие и совершенствование коммуникативных функций.
Методы:
- прямое словесное воздействие, убеждение с целью корректировки целевых установок;
- развивающие и обучающие методики, направленные на развитие психических процессов и эмоционально-личностной сферы (вербальные методы, бланковые методики, наглядные пособия);
- арт-терапия, музыкотерапия, сочинение историй, совместный просмотр и обсуждение произведений искусства, кинофильмов, совместные прогулки;
- техники поведенческой психотерапии;
- групповая психокоррекция;
- психологическое консультирование с учетом возрастной и нозологической специфики;
- релаксационные техники.
4. Психотерапевтическая помощь
Цели:
1. Психологическое воздействие, направленное на перестройку системы отношений личности, деформированной болезнью, ранением или травмой.
2. Решение задач по изменению отношений как к социальному окружению, так и к собственной личности.
3. Формирование позитивного психологического микроклимата в семье.
Методы:
- Арт – терапия
- Психодрама
- Семейная психотерапия
- Библиотерапия
5. Психологическая профилактика
Цели:
1. Содействие в приобретении психологических знаний, повышении социально–психологической компетентности;
2. Формирование потребности (мотивации) использовать полученные знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;
3. Создание условий для полноценного психического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые включён получатель социальных услуг), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений.
Методы:
- раннее выявление социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за её проявлениями;
- актуализация психологических механизмов социальной адаптации и компенсации.
6. Социально-психологический тренинг
Цели:
1. Исследование психологических проблем получателей социальных услуг и оказание помощи в их решении, а также профилактика их возникновения в будущем.
2. Активное психологическое воздействие, направленное на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряжённости.
3. Развитие отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях.
4. Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия получателей социальных услуг для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми. Повышение компетентности в общении.
5. Развитие самосознания и самоисследования для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.
6. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Методы:
1. Групповые дискуссии
2. Ролевые и деловые игры
3. Психодрама
4. Психогимнастика
5. Релаксационные упражнения
7. Социально-психологический патронаж
Цели:
1. Систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации в семье, в социуме в целом и оказания психологической помощи;
2. Формирование адекватных моделей социального поведения;
Методы:
1. Коррекция межличностных отношений (исследование психологического климата в семье);
2. Организация обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с получателем социальных услуг;
3. Оказание психологической помощи семье в целом, как ближайшему социальному окружению получателя социальных услуг.